Разработка стратегии компании

Сегодня, когда рынок медицинских услуг, с одной стороны активно развивается, а с другой стороны, характеризуется все возрастающей конкуренцией. В этих условиях выбор правильной и сбалансированной стратегии развития является для любой клиники вопросом выживания.

Успешная стратегия –это фундамент для создания долгосрочного, устойчивого конкурентного преимущества, которое обеспечит клинике необходимую долю рынка и соответственно дальнейшее эффективное развитие.
Стратегия создается на основе анализа рынка технологий, потребителей и конкурентов, оценки доступных способов финансирования, понимания существующих рыночных ограничений и возможностей, а также интересов своих акционеров и потенциальных инвесторов.
К сожалению, разработка качественной стратегии в медицине осложнена дополнительными трудностями. Это связано с несколькими ключевыми проблемами:
Отсутствие системы подготовки управленческих кадров. Управление большинством клиник осуществляется либо врачами, не имеющими системных знаний в области менеджмента, либо экономистами, не имеющими представления о технологии медицинской помощи. Ни в СССР, ни позднее в РФ не готовили медицинских управленцев и соответственно большинство действующих главных врачей не имеют необходимых знаний в области медицинского менеджмента . В результате во многих клиниках необходимость разработки стратегического плана развития, либо не осознается совсем, либо сводится к хаотичным и часто противоречивым мероприятиям по увеличению выручки и снижению затрат.
Отсутствие достоверной, регулярной и доступной статистической информации о медицинском рынке и его участниках. Доступные для анализа данные носят противоречивый, не систематизированный характер. Не определена единая методика расчета показателей. Отсутствуют общепризнанные рыночные индикаторы, характеризующие развитие рынка. Только несколько крупных клиники публикуют статистические данные о своей работе. Очень поверхностно представлена информация о рынке добровольного медицинского страхования.
Практически полное отсутствие консалтинговых и маркетинговых компаний, специализирующихся в области здравоохранения. Дефицит квалифицированных кадров в медицинском менеджменте усугубляется дефицитом специализированных консалтинговых услуг, которые могли бы компенсировать недостаток знаний и опыта действующего менеджмента.

Вышеуказанные причины создают ситуацию при которой разработать эффективную стратегию развития достаточно сложно.
Обычно, идея создания или модернизации стратегии развития возникает у акционеров и менеджмента в двух случаях. В первом случае в развитии компании возникает кризисная ситуация, когда владельцы компании видят устойчивые, и чаще всего, негативные тенденции в ее работе. В другом случае, кризиса нет, но владельцы видят, что потенциал развития бизнеса в существующем формате исчерпан и надеяться на дальнейшее увеличение прибыли и доли рынка не приходится.
Дальнейший процесс обычно состоит из следующих этапов:
оценка потребности в изменении стратегии;
оценка возможностей изменения стратегии;
подготовка проекта новой стратегии;
согласование стратегии между менеджментом и акционерами;
реализация утвержденной стратегии.
Учитывая перечисленные выше проблемы, препятствующие подготовке стратегии, а также различие интересов менеджмента и собственников бизнеса, процесс подготовки и утверждения стратегии может потребовать значительного времени и не всегда завершается успешно.